Достаточно часто приходится слышать о том, что необходимо инвестировать в образование и это то, что всегда окупит себя. На самом деле ли это так, ведь мы знаем колоссальное количество примеров, когда инвестиции в образование не окупают себя. К примеру, обучают родители ребенка в ВУЗе на платной основе и затем он трудоустраивается на работу, которая окупит вложенные в его образование деньги в лучшем случае через десять лет. Зачастую если подсчитать амортизацию человеческого капитала - устаревание полученных знаний, изнашивание здоровья, в том числе из-за трудовой деятельности, расходы на жилье и питание - получается, что родители инвестировали ни в успешного молодого человека, а создали отличного раба для местного предприятия, которое по сути дела эксплуатирует их ребенка выжимая из него все то, что было вложено за счет родительских денег.
Именно поэтому к инвестициям в образование необходимо подходить с умом и научиться вкладывать в данную сферу постоянно, пусть малыми порциями, но постоянно, а не однократно, который обеспечит лишь эффект "всплеска" в лучшем случае. Современные вузы польши обеспечивают отлично образование, которое котируется в Европе, именно поэтому многие выходцы из Восточной Европы, стран СНГ обучаются в польских высших учебных заведениях для того, чтоб в дальнейшем трудиться на просторах Европейского Союза не "чернорабочим", а в качестве "белого воротничка".
Другим примером успешных инвестиций в образование для жителей регионов страны может быть обучение в столичном ВУЗе, в том числе, с работой в одной из столичных компаний. Образование в Москве, Санкт-Петербурге стоит ненамного дороже, чем в региональных высших учебных заведениях, повышенные расходы связаны лишь с проживанием, которые легко окупаются при желании подработать. По приезду специалист с образованием столичного ВУЗа будет гораздо выше котироваться, чем местный, который получал образование у региональных "ученых", которые зачастую занимаются либо проплаченными научными изысканиями в нужном для различных компаний направлении, либо переписывают труды иностранных авторов, то есть занимаются отработкой заработных плат.
Не легко заработать деньги. сохранить их еще сложнее. Казалось, были бы деньги, знал бы, куда их вложить. Но когда уже вы заработали N-ную сумму «свободных» денег, вопрос о вложении встает очень остро. Еще с советских времен мы помним, что деньги можно вложить в облигации, или отнести на сохранение и приумножение в банк. Потом, когда рубль стал очень нестабильной валютой, все население сохраняло накопленное, вкладывая средства в покупку валюты. Сейчас же экономика России более-менее стабилизировалась, у россиян появились новые возможности в сфере сохранения капитала.
Можно ли заработать на рынке Forex ничего не зная про него?
Можно! Если доверить управление своими средствами профессионалам, сделать инвестицию в ПАММ счет. Когда в лучшем случае банк начисляет 10% годовых по вкладу в долларах, это равно не самому прибыльному вложению всего на один месяц в ПАММ счет на Форексе. В год выходит 120%! При этом никаких навыков игры на рынке Форекс не нужно! Подробности вы можете узнать из нашей статьи на эту тему: «Памм инвестирование »! Рассказ ведется на личном опыте, есть много примеров и скриншотов.
Вложение средств в банки
Довольно часто появляется реклама высокопроцентных вкладов в коммерческих банках. Они предлагают 14-16 процентов годовых. Если учесть рост инфляции – 12 процентов, то получается не такой уж и щедрый прирост ваших средств. К тому же в свете последних событий, МирСоветов рекомендует прежде, чем нести ваши сбережения в банк, узнать, кто владеет банком, и как банк намерен развиваться.
Эксперты утверждают, что в ближайшее время высокие процентные ставки по депозитам окажутся в прошлом. С принятием закона о страховании вкладов и созданием списков добросовестных банков, риски потерь становятся минимальными. Однако эти самые добросовестные банки предлагают процент по депозитным вкладам, едва покрывающий инфляцию, а зачастую и еще ниже. Если же всё-таки решились положить деньги на депозит, ознакомтесь со статьей «Банковские вклады - когда они выгодны ».
Вложение денег в паевые фонды (ПИФы)
Наиболее популярное вложение средств среди россиян. Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) – форма коллективного инвестирования средств частных инвесторов, другими словами – деньги вкладчиков, за счет которых и покупаются акции. При этом вам не нужно самим следить за котировками акций каждое утро, управление вложенными деньгами берет на себя управляющая компания паевого фонда, в которую входят опытные брокеры. Чтобы вступить в паевой фонд не обязательно обладать крупным капиталом, стоимость паев различных фондов – от 1000 рублей.
Ваша прибыль при вложении в ПИФы образуется от увеличения стоимости пая при обратной продажи пая управляющей компании. Дать гарантии на прибыль, а тем более назвать конкретные цифры возможного дохода, никто не в состоянии. Насколько вырастет ваш собственный капитал – будет зависеть от уровня компетентности управляющего звена и принимаемых ими финансовых решений.
Какому фонду отдать на распоряжение свои деньги, решать только вам. Можно поручить капитал фонду, который может принести вам довольно высокий доход, ровно с тем как будет и риск потерять какую-то часть или все вложенные деньги. Либо же отдать предпочтение стабильности, и получать хоть и небольшой, но доход. Оптимально же, будет разделить ваши средства на приобретение паев различных фондов.
Вообще, прибыльность ПИФов такова, что за год при самых лучших раскладах можно увеличить вложенный в них капитал в 1,5 раза, т.е. может достигать порядка 50 процентов годовых.
Инвестиции в фондовый рынок
Инвестиции в ценные бумаги – во всем мире, и в России в том числе, наиболее выгодный способ приумножения капитала. Чтобы войти в игру на фондовом рынке, вам надо выбрать посредника. Есть два пути – классический брокеринг и интернет-трейдинг.
В первом случае речь идет о крупных инвестициях – от 10 тысяч долларов. Брокер, изучив обстановку на рынке, может вам дать совет, но окончательное решение покупки или продажи тех или иных акций будет за вами. При работе с брокерскими конторами, а их в России сейчас уже более двухсот, вы должны будете отдавать процент прибыли брокеру.
Если же вы выбираете второй путь, то вы все равно должны будете вступить в инвестиционную компанию, за той разницей, что процент за «подсказки» брокера уплачивать уже нет необходимости. Просто потому что вы сами будете совершать все операции по покупке и продаже. А для анализа ситуации на рынке и принятия соответствующих решений, вы получите все необходимые для этого программы, позволяющие отслеживать изменения котировок акций, сидя за компьютером.
МирСоветов обращает ваше внимание на то, что игра на фондовом рынке – очень сложный и запутанный механизм, и стать профессионалом в этой области довольно сложно, ведь порой фондовый рынок – как рулетка, чтобы заработать, надо быть еще и удачливым человеком.
Вложение денег на рынке Forex
В последнее время игра на рынке Forex достигла большой популярности. Реклама пророчит вам баснословные прибыли, вас обещают научить зарабатывать на разнице курсов валют. Однако на практике не все так красочно. Лишь только 7 процентов игроков рынка реально зарабатывают, остальные же участники сводят к нулю свои потери или же остаются в проигрыше. Объясняется это тем, что на разнице курсов валют зарабатывают также бизнесмены и компании, которые имеют информацию о будущих действиях правительства - это является их «козырной» картой.
Как бы то ни было, прежде чем начать игру на реальные деньги, вы можете открыть учебный счет и попробовать свои силы на виртуальном рынке. Более детально МирСоветов уже рассказывал в серии материалов о рынке Forex.
Приобретение драгоценных металлов и раритетов
Какими бы ценными бумаги не были, они остаются всего лишь бумагами. Драгметаллы же не сотлеют со временем. Однако и в таком вложении денежных средств вас могут ожидать подводные камни. Например, вы решили приобрести в банке золотой слиток. Кроме стоимости золота, как такового, вы еще оплатите НДС в размере 18 процентов от стоимости слитка. Если через некоторое время вы захотите поменять золото на деньги, то ювелирные мастерские или скупщики золота приобретут у вас слиток по цене лома, а при продаже слитка банку вам никто не вернет те 18 процентов НДС.
Довольно часто россияне покупают золото и серебро для хранения в виде красивых ювелирных изделий. При этом надо помнить, что часть стоимости данного украшения – работа мастера. И со временем вы сможете продать данную вещь только по цене золотого лома. Можно, конечно, приобретать раритетную вещь, но надо довольно неплохо разбираться в предмете покупки, чтобы не нарваться на подделку. Вообще, прирост к стоимости антикварных вещей составляет на мировом рынке 25 процентов, так что это довольно неплохое вложение инвестиций.
Если же вы решили совершить инвестиции в драгоценные металлы, то МирСоветов рекомендует приобретение золотых червонцев. Они представляют собой почти 8 грамм чистого золота и стоят около 3000 рублей. С каждым годом ценность таких памятных монет растет.
Покупка недвижимости
Данный способ вложения денег, несомненно, наиболее привлекательный. Неоспоримое преимущество его в том, что в любом случае вы можете перепродать недвижимость, вернув вложенные средства.
На данный момент цены на жилье в различных крупных городах растут на 20-25 процентов в год, что может обеспечить неплохие заработки. Однако данная статистика касается не всех городов. В Москве, например, в последнее время наметился спад цен на жилье – на самом деле, лишь на одну десятую процента, но наметившаяся тенденция заставляет прислушаться к мнениям экспертов.
На данный момент, наиболее выгодным вложением средств является покупка недвижимости за границей. Об этом читайте в нашей новой статье «Покупка недвижимости за рубежом », где сделана выборка стран с наиболее стабильным ростом цен на рынке недвижимости.
Вложение денег в качество жизни
Прежде, чем вложить деньги, ради их приумножения, задумайтесь над целями, которые вы хотите достичь, подумайте, что вы хотите приобрести. Ведь довольно глупо копить деньги ради самих денег. Если в ваших целях улучшение качества жизни своей и своей семьи, то, в принципе, для того и созданы инвестиционные инструменты. Если же вы преследуете какие-то другие цели, то, может, стоит подумать, а не потратить ли деньги на улучшение качества своей жизни.
Вложить деньги в свое образование. Получив новую специальность, вы сможете окупить и приумножить средства.
Вложить деньги в свое здоровье. Ведь как чаще всего получается: полжизни человек тратит на зарабатывание денег, губя здоровье, а вторую половину жизни тратит деньги, восстанавливая свое здоровье. Поэтому, вложив финансовые средства в здоровье сейчас, вы сможете продлить себе работоспособность и жизнь в целом.
Вложить деньги в свой отдых, потому что со свежими силами вы будете более работоспособны и сохраните свое здоровье.
А еще лучше, если вы вложите деньги в своих детей. Такое вложение поможет вам понять смысл жизни и в некоторой степени ощутить бессмертие.
Естественно, мы не ни коим образом не пытаемся заставить вас вложить деньги в одно из этих направлений. Оставляя всё на ваше усмотрение, МирСоветов лишь показал возможные варианты вложения заработанных вами денег, плюсы и минусы таких инвестиций, а также возможные связанные с этим сложности и риски.
Приоритеты, как и потребности, у каждого человека свои. Вы можете вкладывать деньги в повышение своего финансового благосостояния, получение образования, улучшение состояния своего здоровья и здоровья близких. Причем делать всё это можно как паралелльно, так и поэтапно, шаг за шагом добиваясь поставленных перед собой целей. И как бы громко это не звучало, от этого зависит успех всей вашей жизни.
Желаем, чтобы если не всё, то хотя бы большинство вложенных вами денег было бы успешным и привносило в жизнь ту частичку радости, к которой мы все так стремимся.
Одним из вариантов инвестирования может быть вложение денег в обучение персонала. Но, перед тем как выбирать учебную программу для своих работников, стоит оценить: нет ли в настоящий момент каких-нибудь более удобных инвестиционных средств, быстрее приводящих к заданной цели? Например, можно вложить деньги в обучение и ожидать прибыли через Х лет. Другой вариант —продать нынешний бизнес и вложить деньги в более прибыльный. Можно также использовать свободные средства не на обучение, а на скупку активов для расширения.Однако кроме прагматичного подхода, существуют и другие. Собственника может не волновать, в какой срок окупятся потраченные деньги. Приглашение модного тренера это, зачастую, вопрос амбиций. Хочется быть «не хуже других». У отдельных бизнесменов, слова: «коучинг», «тимбилдинг», «тайм-менеджмент» ассоциируются с волшебной пилюлей, способной исправить все недостатки менеджмента. В последнем случае, инвестирования не происходит. Налицо обычная трата денег на покупку элементов престижа, чувства защищенности и прочих благ. Теперь вспомним о теории сравнительной эффективности капитальных вложений. Согласно ей, при выборе из нескольких вариантов, реализации подлежит тот, который обеспечит минимальные затраты, максимальную прибыль, либо максимум накопленного эффекта (за период реализации инвестиционного проекта). В случае инвестирования в образование, затраты вряд ли могут быть минимальными, а прибыль максимальной. Наибольший интерес представляет такой показатель, как комплексный эффект, который может быть накоплен в ходе реализации образовательного проекта.
Принципы расчета рентабельности инвестиций в образование.
1. Необходимо учитывать не только прямые денежные затраты, но и косвенные: стоимость аренды помещений, рабочего времени сотрудников, командировочные и т.д.
2. Очевидно, что при обучении людей имеет смысл опираться на какой-то базовый уровень знаний и навыков, который у них уже есть. Но, многие коллективы представляют собой «сборную солянку». Сотрудники оканчивали ВУЗы с разным уровнем преподавания, имеют различный опыт предшествующей работы. Имеет смысл провести аудит имеющихся знаний, чтобы составить программу занятий, максимально приближенную к нуждам конкретного предприятия. Проведение такого аудита требует некоторых расходов.
3. Одной из главных задач собственника, становится удержание людей, в обучение которых вложены деньги, что влечет за собой дополнительные траты. Тратиться приходится на проведение корпоративных праздников, подарки, премии, служебное жильё и т.д. – всё, что повышает лояльность и препятствует увольнению сотрудников. В итоге, может оказаться, что вместо обучения работников, дешевле будет уволить некоторых из них и взять на их место новых.
Большинство методов подсчета основывается на измерении отдельных параметров до обучения и после него. Параметрами могут служить объемы продаж, среднее время, затраченное на одну операцию, количество жалоб и т.д. Они могут выражаться в разной форме – в единицах, долях, процентах. Измерения проводятся в период до обучения и через некоторое время после него. Разница между параметрами считается эффектом от обучения и экстраполируется на весь год. Ее можно выразить в денежном эквиваленте и использовать при расчёте финансовых показателей. Такой подход к делу имеет массу недостатков:
1. Изменение показателей может быть вызвано другими причинами кроме обучения. В осеннее и зимнее время, а также после праздников у людей снижается работоспособность. Увольнение или, наоборот, появление нового негласного лидера может повлиять на показатели целой группы людей, которые его окружают. Если добавить к этому сезонность спроса и предложения, характерную для многих видов бизнеса, то выявить влияние обучения в чистом виде непросто.
2. Положительный эффект может продержаться короткий период, а потом, сойти на нет. Экстраполяция на весь год не всегда обоснованна.
3. В период после обучения может снизиться «текучесть» кадров, повыситься скорость взаимодействия между отделами. Соответствующий экономический эффект с трудом поддается количественной оценке.
4. В крупных российских компаниях практикуется «каскадный» способ передачи знаний. Его суть в том, что сначала топ-менеджеры проходят дорогое и высококачественное обучение (обычно в странах Европы или США), затем они передают свои знания менеджерам среднего звена, а те, в свою очередь, персоналу более низких уровней или региональным менеджерам. При многократной передаче знаний «по цепочке», дополненной приглашением сторонних тренеров, очень трудно вычислить на каком именно этапе проявился экономических эффект. Также трудно просчитать этот эффект заранее: он «размазан» во времени, неопределенность при его подсчете усиливается на каждом следующем этапе передачи информации.
5. Методы сравнения параметров «до» и «после» требуют проведения пробных курсов или тренингов. Трудно рассчитать параметр «после» теоретически. По причине неубедительности подобных вычислений часть экспертов считает, что достоверно рассчитать эффективность корпоративного образования невозможно.
Елена Гордеева, директор по персоналу группы «АльфаСтрахование» в интервью на сайте E-xecutive (июнь 2007) отметила:
«…Я не стала бы считать экономический эффект. Как математик по образованию я не вижу перспектив даже в попытках определить эти закономерности. Мы просто решили, что будем заниматься обучением и развитием персонала, и далеко не все результаты можно оценить экономически».
Почему же руководители огромного количества фирм всё-таки принимают решение об обучении сотрудников?
Мотивы принятия решений об обучении сотрудников.
1. Недостаток квалифицированных работников
Основным мотивом является недостаток на рынке труда специалистов с нужной квалификацией и наличие сложностей в усвоении ими внутренних требований, принятии идеологии компании. Если специалистов не хватает, то их зарплатные ожидания чрезвычайно высоки, подбор нужного человека может тянуться месяцами, на адаптацию нового сотрудника тратится время, а в итоге его лояльность компании может оказаться минимальной. Поэтому фирмам приходится самим заниматься подготовкой кадров. То есть, отбирать перспективных выпускников ВУЗов, обучать и прививать им уважение к корпоративным ценностям. Выпускники, подготовленные по академическим программам, не могут быстро приступить к эффективной работе. Первое время они не приносят прибыли работодателю. Однако позже, за счёт того, что подготовка ведётся в соответствии с нуждами конкретной фирмы, такие сотрудники более лояльны и работают эффективнее, чем пришедшие с других мест работы. Недостаточное количество профессионалов на рынке труда, может быть следствием многих причин. Одна из них – смена эпох. Вспомним обстановку советских магазинов времён дефицита. Продавцы чувствуют себя элитой, покупатели – просителями. Но наступили новые времена. Владельцы магазинов стали бороться за посетителей, вводить западные стандарты обслуживания, переучивать персонал. Нередко выяснялось, что проще набирать молодых вежливых девушек и учить их «с нуля», чем менять стереотипы опытных продавцов. Неумение специалистов «старой закалки» пользоваться современным оборудованием, несоблюдение ими стандартов и технологий и нежелание менять отношение к работе, послужили толчком к созданию первых корпоративных университетов для обучения молодых перспективных специалистов. Впервые на российском рынке корпоративный университет появился у компании «Вымпелком», это произошло в начале 1999 года. Позже и другие организации включились в процесс создания собственных учебных центров.
Михаил Умаров, пресс-секретарь «Вымпелкома», (журнал «Секрет фирмы» № 6, 20 февраля 2002).
«…наши затраты на рекрутинг менеджеров такого уровня были бы намного выше, чем затраты на университет».
Вице-президент, директор по управлению персоналом ЗАО «ЮКОС РМ» Юлия Анохина. (Газета «Нефтяная параллель», 13 августа 2002 года.)
«…Не секрет, что во многих подразделениях Компании средний возраст персонала более чем солидный, необходимо проводить омоложение коллективов. Вместе с тем качество подготовки кадров оставляет желать лучшего. В связи с этим была пересмотрена программа подготовки кадрового резерва…»
2. Сотрудники как главный актив успешной компании.
Бурное развитие сферы высоких технологий и информационный бум последних двух десятилетий, привели к тому, что любые технические новинки не могут долго гарантировать конкурентное преимущество. Если новый продукт пользуется спросом, конкуренты быстро создают подобный. В итоге, самым долгосрочным конкурентным преимуществом компаний являются их сотрудники. То, на чьей стороне окажется очередная «светлая голова», является решающим фактором в борьбе за доли рынка. Работа менеджера по персоналу становится всё более ответственной. Пытаясь первыми заполучить талантливую молодёжь, менеджеры используют массу ухищрений. Например, за рубежом распространена такая практика: неформальная плата профессорам школ МБА, за предоставление данных о наиболее перспективных выпускниках ещё до официального окончания учёбы. 3. Обучение сотрудников, как средство обеспечить единые стандарты работы всех подразделений компании. Нередко, при слиянии нескольких компаний, менеджмент оказывается неэффективным и непрозрачным. Подобная проблема возникает при наличии сети филиалов в регионах, когда работа головного и региональных офисов строится несогласованно. В результате, масса усилий и ресурсов оказывается бесполезно растраченными, как в басне Крылова о лебеде, раке и щуке. В ходе обучения, единые стандарты могут быть введены и отработаны на всех уровнях управления компанией. 4. Обучающая структура в составе компании, как средство привлечения инвестиций. Собственный корпоративный университет может быть одним из инструментов для привлечения иностранного капитала. Зарубежные инвесторы обращают большое внимание на прозрачность управления бизнесом и гарантии его стабильности. Результат корпоративного обучения —наличие единых внутренних стандартов в управлении персоналом —обеспечивает необходимую степень прозрачности менеджмента. Имеет смысл сделать небольшое отступление. Компания «ЮКОС» сумела наладить качественное обучение менеджеров и привлечь зарубежных инвесторов, но это не спасло её от краха. Крупная американская компания «Enron», потерпела банкротство, имея в своем составе массу специалистов с дипломами МБА. Системы обучения в бизнес-школах всё чаще подвергаются критике. Например, со стороны таких зарубежных профессоров, как Генри Минцберг, Сумантра Гошал, Джефри Преффер.
Степень рискованности при инвестициях в образование.
Само по себе наличие обученных менеджеров – ещё не гарантия процветания, если руководство допустило стратегические ошибки, или образование не было качественным. Инвестиции в образование являются долгосрочными, поэтому высокорискованными. Реалии же российского бизнеса таковы, что решения законодательных органов можно приравнять к форс-мажорным обстоятельствам, а рейдерство – повседневное явление. Помимо прочего, у таких инвестиций чрезвычайно низкая ликвидность. Деньги, потраченные на подготовку квалифицированных специалистов, невозможно вернуть в случае их увольнения.
Практика образования сотрудников в Российских компаниях.
В России активное развитие бизнеса началось в постсоветский период, поэтому большая часть обучающих программ заимствована из практики бизнес-школ Европы и США, где образованию сотрудников придаётся очень большое значение. В настоящее время свыше 2000 западных компаний имеют собственные учебные заведения. Ведущие американские фирмы обучают практически весь свой персонал. В крупных корпорациях существуют специальные должности: CKO (Chief Knowledge Officer) —главный специалист по знаниям и CLO (Chief Learning Officer) —главный специалист по обучению. В России более 30 крупных компаний создали корпоративные университеты. Значительное число организаций с числом работников более тысячи имеют собственные отделы обучения. Многие собственники не организуют учебных отделов в своих фирмах, но регулярно посылают сотрудников на открытые тренинги, курсы или конференции. Относительно небольшое число работодателей (около 2%) старается нанять топ-менеджеров с дипломами МБА. На наличие этой степени обращают внимание около 20% собственников, кое-кто даже готов оплачивать своим менеджерам её получение. Постепенно, всё большую популярность приобретают программы дистанционного образования, которые позволяют заниматься самостоятельно, получая доступ к учебным материалам через сеть Интернет. Возможности дистанционного обучения используют как крупные компании, так и частные лица. Ведь результат (при добросовестном отношении к делу) бывает очень неплохим, сочетаясь с относительно невысокой стоимостью учебного пакета. Например, цена за полный комплекс дистанционного курса по программе MBA – около 100 тыс. рублей. Стоимость аналогичного курса обучения при традиционном методе занятий в несколько раз выше (есть ещё плюс – не приходится тратить время, чтобы добраться до места, где проходят занятия). Небольшие фирмы, помимо отправки сотрудников на открытые тренинги и конференции, практикуют такие малобюджетные способы обучения, как:
• Участие всех сотрудников в ведении корпоративного блога.
• Компенсация сотрудникам средств на покупку литературы по профессиональной тематике, или организация мини-библиотеки.
• Семинары в кругу работников фирмы, когда люди поочерёдно готовят доклады на актуальные темы и представляют их коллегам.
Стоит также упомянуть, что во многих городах существуют профессиональные клубы, где за небольшую входную плату можно пообщаться с коллегами. Таким образом, не приходится говорить о том, каковы затраты на «среднее» образование. Его стоимость может варьировать от десятков миллионов долларов (для создания корпоративного университета), до десятков тысяч рублей (стоимость рабочего времени сотрудников, при «малобюджетных» способах обучения). Всё зависит от масштабов бизнеса, его стратегических целей и уже существующей кадровой и материальной базы.
Эффективность обучения
В начале статьи упоминался такой параметр, как комплексный эффект, накопленный в ходе реализации инвестиционного проекта. Есть основания считать, что чем крупнее компания, тем большим может быть комплексный эффект и тем выше возможная прибыль от обучения. У персонала крупной компании больше возможностей поделиться своими знаниями с другими сотрудниками и передать им недавно приобретённый опыт. При взаимном обучении знания быстрее усваиваются, и снижается их относительная стоимость (из расчёта на одного человека). Создание собственного обучающего подразделения позволяет со временем продавать образовательные услуги сторонним организациям, например, партнёрам по бизнесу. Российские корпоративные университеты покрывают таким образом 25-30% всех своих расходов. Риски инвестирования в образование также снижаются у крупных предприятий, ведь у сотрудника маленькой фирмы, получившего хорошее дополнительное образование, почти неизбежно возникнет соблазн перейти в более крупную организацию, где можно полнее реализовать свои способности и, как следствие, больше зарабатывать. Если сотрудник уволится, инвестиции будут потеряны. Кроме того, большая компания более устойчива при неблагоприятной конъюнктуре рынка. Маленькой же фирме труднее пережить дефолт или экономическую депрессию и не растерять при этом ключевых сотрудников и все инвестированные в них средства. Таким образом, чем меньше людей работает в фирме, тем больше риск потерять или «заморозить» деньги, инвестированные в обучение, и тем ниже возможная прибыль от такого инвестиционного проекта. Наверное, собственникам малых предприятий стоит инвестировать свои средства не в обучение, а в другие проекты, повышая квалификацию сотрудников малозатратными методами.
Мне приходилось видеть растерянные лица людей после открытого двухдневного тренинга по телефонным переговорам. Тренер отлично работал с аудиторией, показал массу новых «фишек», но людей не покидала неуверенность, что, вернувшись на своё рабочее место, они действительно смогут применить все эти приёмы. Такие короткие тренинги малоэффективны. Их надо проходить периодически, чтобы отработать и закрепить навыки, но у владельцев небольших фирм на это недостаточно средств. Один из возможных выходов из ситуации – попросить самого эффективного, из своих сотрудников, поделиться опытом с коллегами. Чтобы такое наставничество было возможно, для «учителя» и «учеников» нужно уменьшить повседневную рабочую нагрузку и проверять периодически результаты обучения.
Сорокина Галина Внимание! Все права на данный материал принадлежат сайту Investtalk.ru. Копирование материала разрешено с обязательным указанием гиперссылки на http://investtalk.ru
Последнее время стало модно получать несколько высших образований. Две или три «корочки»уже никого не удивляют. Вы не хотите отставать от последних тенденций и проигрывать конкурентам на рынке труда по образованию? Прежде чем снова садиться за парту, нужно все хорошенько проанализировать.
Задумайтесь о втором высшем образовании, если:
1) ваша нынешняя профессия стала невостребованной, найти работу по ней довольно сложно, а приличной зарплаты тем более не видать.
2) вы намерены кардинально сменить сферу деятельности. Но в этом случае, прежде чем вкладывать деньги в новое образование, подумайте, точно ли новый вид деятельности принесет прибыль и удовлетворение. Например, вы мечтаете получить квалификацию психолога и открыть свой центр. Честно ответьте на вопрос: готовы ли вы вкладывать время, силы и деньги в собственный бизнес, есть ли шанс «раскрутиться»?
3) вы и сейчас не работаете по специальности. Здесь второе высшее образование нужно, только если без него вам не удастся сделать дальнейшую карьеру, или вы сами чувствуете недостаток знаний. Получать диплом ради диплома не имеет смысла. Многие филологи или специалисты-технологи со спокойной душой работают менеджерами проектов или бухгалтерами, даже не задумываясь, что их «корочка»не соответствует их нынешней деятельности.
4) вы хотите получить новую должность или повышение зарплаты. Для продвижения по карьерной лестнице вам может не хватать знаний по экономике, финансам, менеджменту, маркетингу, юриспруденции, иностранным языкам или информационным технологиям. Если вы чувствуете нехватку знаний в области бизнеса, возможно, стоит сделать упор не на второе высшее, а на МВА.Когда работодатель требует повышения квалификации –это лучшая мотивация. Можно даже попробовать уговорить руководство родной компании оплатить вам учебу.
Что нужно знать
Программы второго высшего образования предлагают практически все вузы. Обучение исключительно платное. Цены совершенно разные –от 50 до 250 тыс. руб. в зависимости от вуза. Получить второй диплом сегодня достаточно легко (при наличии денег и желания учиться!). В большинстве вузов не надо сдавать экзамены, достаточно собеседования. Учеба длится всего 2-3 года.
Правда, совместить ее с работой не всегда бывает легко. Чаще всего занятия начинаются около шести часов вечера. Так что тем, кто решил получить новый диплом, лучше заранее договориться с работодателем о графике. То же самое касается сессии –учебный отпуск на второе высшее не распространяется.
Выбираем вуз
Если цена имеет для вас определяющее значение, лучше остановить свой выбор на одном из коммерческих вузов. Учеба там, в любом случае, намного в разы дешевле, чем в престижных государственных вузах (МГУ, Высшая школа экономики), где стоимость года обучения может доходить до 250 тыс. руб. С другой стороны, вуз с именем –это не только качественное образование, диплом, который оценит любой работодатель, но и полезный круг общения. Если же второе высшее вам нужно только ради «корочки»с определенной специальностью, можно выбирать вуз, где учиться дешевле и легче.
Все возможно
Чтобы найти новую интересную работу, необязательно ждать получения второго диплома. «Закинуть»свое резюме на профильные сайты можно, как только вы поступили в вуз. Многие работодатели ценят сотрудников, которые стремятся получить новые знания и повысить свою квалификацию. Моя подруга стала менеджером проекта в крупной телекоммуникационной компании без всякого опыта работы и даже знания терминологии. К моменту поиска работы, она успела лишь полгода проучиться в одном престижном финансовом вузе. А первое ее образование было весьма далеким от управления проектами –Московский институт стали и сплавов (МИСиС). Но она сумела на собеседовании произвести впечатление на работодателя, которому понравилась ее заинтересованность новой сферой деятельности, желание и умение учиться.