Пятница, 22.11.2024, 08:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Куда вложить деньги
Категории раздела
Выгодное вложение [271]
Во что вкладывать [138]
Во что вкладывать [0]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Выгодное вложение

Сколько денег было вложено в польшу для вступления в ес

Сколько денег было вложено в польшу для вступления в ес??

«Чем вас не устраивает пример Польши?» - задали мне вопрос на очередной дискуссии об интеграционных приоритетах Украины.

Действительно, Польша, за последние два десятилетия добившаяся определенных успехов в социально-экономическом развитии, служит предметом вдохновения практически для всех адептов европейского выбора. Поэтому вопрос, почему польский опыт мало применим к Украине, а главное - почему он неперспективен для нашей страны, требует обстоятельного разговора.

Первая и, наверное, главная составляющая «польского чуда» достаточно проста и очевидна - будучи «пилотным проектом» Запада, страна не испытывала и не испытывает недостатка в финансовой помощи, начавшейся с того, что в 1991 г. МВФ простил ей половину из 48-миллиардного (в ценах того времени) долга. Кредиты (также в значительной мере затем списываемые) продолжали течь и дальше, как и программы прямой матпомощи на реформы.

Ну а с 2004 г. (вступление в ЕС) по настоящее время Польша получила от Евросоюза порядка 60 млрд. евро помощи чистыми (т. е. всего 90 млрд. но около 30 млрд. сама выплатила в качестве взносов в структуры ЕС). В 2010-м и 2013 г. наши северо-западные соседи получили две кредитные программы от МВФ, каждая по 30 млрд. Несмотря на это, внешний долг Польши составляет $365 млрд. (71% ВВП), а государственный долг - 55% ВВП.

Но еще интереснее другой вопрос: насколько в целом завидны польские успехи? Ведь к сказанному выше можно добавить, что по уровню ВВП на душу населения и средним зарплатам (порядка 1000 евро при европейских ценах) Польша по-прежнему отстает от стран старой Европы, включая Грецию и Португалию. Сохраняется тринадцатипроцентная безработица, причем этот показатель не учитывает миллионы поляков, которые вынуждены работать в более богатых странах, где выражение «польский сантехник» стало нарицательным.

Конечно, мне возразят, что «не сразу Москва строилась», главное - Польша на верном пути, и достижение ею уровня наиболее развитых стран Европы - вопрос времени. Однако в том-то и дело, что реализованная у соседей экономическая модель таких шансов не дает. Польшу достаточно справедливо называют «европейским Китаем благодаря большому количеству сосредоточенных там производств. И производит она в основном «китайский ассортимент», серийную продукцию среднего технологического уровня. Конкурировать с Юго-Восточной Азией польские предприятия могут благодаря сумме факторов - географической близости к рынку сбыта (странам ЕС), невысокой (по меркам ЕС) зарплате и таможенной защите рынка ЕС от внешних производителей.

Выпадение ходя бы одного из этих факторов (скажем, рост зарплат до среднеевропейских показателей) может поставить крест на «польском чуде». Показательна в этом плане ситуация с польским судостроением, которое в социалистические времена было весьма мощным. Помню, тогда приводились такие цифры: каждое пятое судно под советским флагом произведено в Польше. Даже большие десантные корабли (БДК) Советский Союз закупал в ПНР. «Из трех основных верфей, которые всегда были флагманами польского судостроения (Гдыньская, Щецинская и Гданьская), на сегодняшний момент функционирует только Гданьская. Причиной является решение Европейской Комиссии, которая признала нелегальной государственную поддержку, оказанную Гдыньской и Щецинской судоверфям в прошлые годы после вступления Польши в ЕС, т. е. после 1 мая 2004 г. Решение в отношении вышеуказанных судоверфей повлекло необходимость продажи их имущества с целью возврата средств нелегальной (! - Авт.) господдержки» (www.korabel.ru).

Впрочем, и на Гданьской судоверфи (принадлежащей, кстати, Индустриальному Союзу Донбасса Сергея Таруты) из 17 тысяч сотрудников социалистических времен осталось 2 тысячи, а специализируется предприятие не столько, собственно, на судостроении, сколько на производстве стальных конструкций: мостов, кранов, элементов крупногабаритных резервуаров, а особенно опор для ветроэлектростанций.

Причина упадка польского судостроения проста: специфика этого рынка такова, что таможенные пошлины на нем не имеют никакого смысла, а посему мировое судостроительное производство в последние годы переместилось в Юго-Восточную Азию. И это притом, что «переместить» судостроительное производство куда сложнее, чем многое другое - это предприятия со сложной, дорогой, рассчитанной на многие десятилетия эксплуатации инфраструктурой.

Та же Гданьская судоверфь располагает «собственным мощным проектно-конструкторским бюро, которое в состоянии подготовить проекты, а также проектную документацию для судов практически любого класса. Компания обладает большими производственными мощностями, сборочный цех судоверфи самый большой в Европе, расположен на площади более 6,5 га. В цехе под одной крышей осуществляется полный цикл производства секций и блоков для дальнейшего монтажа на стапеле, т. е. от резки стали до выхода готовой секции или блока.

Судоверфь располагает современной четырехкамерной консервационно-покрасочной линией. Непосредственно постройка судов осуществляется на стапеле размером 280 х 34 м. Стапеля оснащены тремя 150-тонными и двумя 50-тонными кранами. Максимальный вес секций или блоков, которые мы монтируем, достигает 250 тонн. Кроме того, судоверфь располагает двумя причальными стенками, предназначенными для достройки судов длиной 580 и 272 метра».

К этому можно добавить потребность в большом количестве специалистов, которых за год-два не подготовишь. И все равно, судостроение «уплывает» в Юго-Восточную Азию. Впрочем, есть важные «исключения». Высокотехнологичные «плавсредства» - буровые платформы, боевые корабли, пассажирские лайнеры по-прежнему строятся в основном в наиболее развитых странах (Германии, Франции и т. д.), но Польше от этих заказов, как видим, ничего не перепало, несмотря на имеющийся технологический задел и несомненное преимущество перед конкурентами из той же Германии в виде более дешевой рабочей силы.

И это система. Те сферы экономической деятельности, которые свойственны странам «золотого миллиарда», которые в значительной мере монополизированы ими и обеспечивают их исключительный статус, которые являются их приоритетом в международном разделении труда, в Польше почти не представлены.

Нет в Польше предприятий концерна EADS (объединяющего практически всю аэрокосмическую отрасль Европы), не известно о ее заметном присутствии на рынках вооружений, уникального технологического оборудования и т. п. Не слыхать о польских ноу-хау в различных сферах науки и техники, о научно-исследовательских и конструкторских центрах, чьи разработки реализуются на польских, китайских и расположенных в других странах предприятиях. Они, опять-таки, сосредоточены в странах «золотого миллиарда»

И шансов на то, что такие центры появятся в Польше, нет. Для их создания нужны огромные средства, причем «длинные деньги», которые вкладываются без расчета на скорую отдачу. Такие инвестиции можно ждать только от государства или от очень крупного бизнеса, а чаще всего - от их совместных усилий (так, распространена практика, когда частные корпорации получают госзаказы на перспективные разработки).

О перспективах господдержки гипотетических наукоемких отраслей польской экономики можно судить по санкциям за поддержку судостроения, а вот своего крупного бизнеса в Польше также нет. Благодаря обвальной приватизации в начале 90-х и политике широко распахнутых дверей крупный национальный бизнес так и не сформировался, практически вся экономика оказалась в руках транснациональных корпораций, чьи штаб-квартиры находятся в странах «золотого миллиарда» и там же остаются «сливки» от работы их польских филиалов.

Отсутствие крупных корпораций с польской пропиской связано и с отсутствием значимого финансового сектора: не является Польша международным финансовым центром, где «крутятся» миллиарды долларов и евро со всего мира, не кладут в польские банки ищущие «спокойную гавань» капиталы. А ведь финансово-посредническая деятельность, аккумуляция капиталов со всего мира вносит очень весомый, если не решающий вклад в благополучие стран «золотого миллиарда».

Польше помогали в «хорошие времена»

В общем, статус и место Польши как «привилегированной обслуги» самых развитых капстран предопределены, и рассчитывать на их повышение, допуск в число «избранных» полякам не приходится. Впрочем, возможно, для Украины в ее нынешнем состоянии и это было бы счастьем? Но может ли Украина рассчитывать на такой же «золотой дождь»? Замминистра иностранных дел Польши Катажину Пелчинску-Наленч спросили: « - Сколько денег получила Польша с момента подписания ассоциации в 1991 до вступления в ЕС в 2004?

- Честно должна признать, что намного больше, чем об этом идет речь сейчас в случае с Украиной. Польша была в намного лучшей ситуации в моменты подписания ассоциации и вступления в ЕС, поскольку другой была международная ситуация. Польша была на другом этапе развития, ЕС был в лучшей ситуации. Здесь нечего сравнивать.

Но аргумент, что Польша получила столько-то и мы так же хотим, не полностью подходящий, поскольку сегодня другие реалии. Украина или хочет модернизировать себя в существующих условиях, или хочет обидеться на эти реалии и не будет проводить модернизацию. Теряет от этого только Украина. Эти реалии не изменятся, не повернем время и не поменяем местами Украину и Польшу». (УКРИНФОРМ)

Добавить тут особо нечего. В общем, на большее, чем «добрые советы», рассчитывать нечего. Предполагается, что очередные (какие уже по счету) реформы создадут благоприятный инвестиционный климат, и «набежавшие» инвесторы поднимут украинскую экономику, чем создадут пристойный уровень жизни для украинцев. Но в Польше-то реформы совмещались с колоссальной внешней помощью. Эти вливания создавали современную инфраструктуру, позволяли облегчить налоговое бремя, покрывая значительную часть государственных расходов, наконец формировали платежеспособный внутренний спрос.

А ведь главное для любого инвестора, что оправдывает его деятельность, - платежеспособный спрос на производимые им товары и услуги. На Украине же в силу набирающего обороты кризиса внутренний спрос будет неизбежно снижаться, при этом снятие таможенных барьеров с ЕС в соответствии с соглашением о ЗСТ только снизит «мотивацию» локализовать производство на Украине.

Но «евроинтеграторы» продолжают утверждать: создание ЗСТ массово привлечет в Украину инвесторов, которые будут строить предприятия, ориентированные на рынок ЕС. «Я вас уверяю, как только у нас будет стабильность на востоке, только будут решены эти проблемы в Украине - начнется инвестиционный бум», - пообещал Петр Порошенко, связав его с доступом на европейские рынки.

Но давайте поставим себя на место инвестора, решившего создать новое производство, ориентированное на европейский рынок, и подумаем, чем может его привлечь именно Украина, а не, скажем, входящие в ЕС Румыния, Болгария, Венгрия, страны Балтии. Ведь ЗСТ отменяет пошлины далеко не на все группы товаров (к примеру, на автомобили, новые и б/у, в обе стороны пошлина 16%, но совершенно очевидно, в чью пользу этот «паритет»), сохраняя процедуру таможенного оформления товаропотоков, которая, естественно, ощутимо усложняет бизнес.

Добавим проблемы с инвестиционным климатом в Украине (даже если удастся «усмирить» юго-восток), худшую, чем в самых экономически слабых странах Евросоюза, инфраструктуру (дороги, транспорт, связь и др.) и т. д. И даже средняя зарплата (дешевая рабсила) у нас почти такая же, как в Болгарии. При этом никакого бума инвестиций ни в Болгарии, ни в других бедных странах ЕС мы не видим, наоборот - полную стагнацию и упадок.

Ни одна из вышеназванных стран ЕС не стала «Китаем» Европы, местом, где «трутся боками» желающие разместить производство. Официальная статистика не позволяет вычленить иностранные инвестиции, направленные в ориентированное на экспорт производство, но хорошо известно, что основной поток инвестиций в этих странах (как и ранее в Украине) был сфокусирован на недвижимости, финансовых институтах, торговле.

И ныне наиболее значимыми для этих стран являются их традиционные статьи экспорта: для Болгарии - продукция черной и цветной металлургии, для Латвии, к примеру, - древесина, изделия из нее и древесный уголь - 21,1% всего экспорта;сельхоз- и продтовары - 18,2% и всего 14,8% приходится на «простые металлы и изделия из них». Причем важнейшими партнерами Латвии по экспорту были Литва (16,6% всего экспорта), Россия (12,4%), Эстония (12,4%), и лишь затем Германия (8,5%) и Польша (6,2%).

Как видим, желающих разместить производство на «новых площадках» не так уж много, и их не хватает даже на вышеназванные страны, которые вместе взятые примерно на треть уступают Украине по численности населения. Причины понятны: в ЕС стагнация, спрос не растет, и создавать новые производства в расчете на насыщенный рынок нет никакого смысла. «ЕС был в лучшей ситуации», - снова приведем слова пани Пелчинской-Наленч, сравнившей ситуацию сегодня и в начале польских реформ.

Очевидно и то, что Евросоюз как вменяемое государственное образование (используем по отношению к нему такой термин) заинтересован не в росте импорта, а в развитии производства у себя, особенно на экономически отстающих и дотационных территориях (в данном случае - в отдельных государствах). И всегда найдется немало аргументов (официальных и не очень, вроде трудностей с сертификацией импортной продукции), чтобы убедить инвесторов производить там же, где они намерены сбывать произведенное. К слову, из 400 болгарских молокозаводов экспортировать продукцию в соответствии с требованиями ЕС могут только 10% общего количества. Такая же ситуация и с производителями мяса. Повторимся, вышеназванные страны - члены ЕС, Украину же туда в обо-зримой перспективе никто принимать не собирается. Нашей стране отведена роль «полуколонии», без всяких ответных обязательств, роль рынка сбыта для продукции из стран ЕС (а никак не наоборот - не поставщика), а также источника очень дешевой рабочей силы, которая нужна для занятия тех непрестижных и низкооплачиваемых рабочих мест, которые сами «европейцы», несмотря на высокую безработицу, не торопятся занимать.

Причем европейские лидеры это признают. Ратуя за скорейшее заключение соглашения об ассоциации и убеждая в этом западное общественное мнение, бывший президент Еврокомиссии (т. е. «первое лицо» Евросоюза), бывший председатель Совета министров Италии Романо Проди год назад в американском издании The Christian Science Monitor отметил, что соглашение об ассоциации «содействует притоку новой рабочей силы» (об этом же недавно говорил и Александр Квасьневский).(Новости 2000)

Т. е. ликвидируя дефицит желающих занимать неквалицированные и низкооплачиваемые места в ЕС, Украину станут покидать самые трудоспособные, лишая Родину ее главного богатства - человеческого потенциала. И для обеспечения такого движения не нужны межгосударственные соглашения (страны ЕС вправе решать, кого пускать к себе). Нужно «обеспечить» другое - низкий уровень жизни в стране «исхода», чтобы у ее жителей не было иного выхода, кроме как искать средства к существованию на чужбине. И это евроинтеграция полностью обеспечивает.

Украденный шанс

А ведь альтернатива, дающая все шансы к возрождению Украины, переходу от упадка и развала к поступательному развитию, с реальной перспективой входа со временем в число наиболее развитых стран, есть. Это теснейшая реинтеграция с Россией. Россией, которая не ждет милостей от западных партнеров, не собирается довольствоваться отведенной ей ролью сырьевого придатка, а упорно и небезуспешно борется за достойное место в современном мире.

К слову, Польшу по основным показателям социально-экономического развития Россия уже обогнала и вплотную приблизилась к считающимся успешными Чехии и Словакии (в начале нулевых было почти двукратное отставание от этих стран).

Да, успехи России связывают с нефтью и газом, но еще раз напомним, что нынешним членам ЕС предоставлялись огромные кредиты и прямая материальная помощь от ЕС (получают ее они и по сей день). И несмотря на многочисленные списания, их госдолг и сегодня достигает 50-90% ВВП. И чем прямая матпомощь извне, жизнь не по средствам, за что рано или поздно приходится расплачиваться, лучше собственноручно добытых нефти и газа?

А свои доходы от экспорта энергоносителей Россия как раз и направляет, что бы ни говорили злопыхатели, в развитие тех отраслей, которые дают лидирующие позиции в современном мире, с использованием доставшегося от СССР промышленного и научно-технического потенциала. Конечно, процесс идет нелегко, но тем не менее современная Россия абсолютный мировой лидер в атомной энергетике (подписано соглашений на постройку 20 энергоблоков за пределами России, а стоимость портфеля заказов достигла 74 млрд. долл. в 2013 г.), в производстве тяжелых и сверхтяжелых вертолетов, занимает лидирующие позиции в экспорте вооружений (прочное второе место в мире), космонавтике, возрождается гражданское авиастроение.

Приведем еще несколько не столь известных примеров. Российский форекс-брокер «Альпари» входит в пятерку крупнейших мировых форекс-брокеров (согласно рейтингу Forex Magnates), с оборотом более 1 трлн. долл. в год. Имеет филиалы в США, Великобритании, ОАЭ, Китае.

Более 1000 инженеров компании «Прогресстех» оказывают инжиниринговые услуги для зарубежных и российских разработчиков и производителей авиационной техники. С 1998 г. «Прогресстех» принял активное участие в создании всех последних модификаций гражданских самолетов Боинг (Боинг 777 и Боинг 737), а также в проектировании новых самолетов Боинг 787 и Боинг 747-8. Оказаны инженерно-консалтинговые услуги в рамках авиастроительных программ: Сухой Суперджет 100, МС-21, Airbus A320, A330, A350, A380;Gulfstream G250, G650;Cessna Columbus;Mitsubishi Regional Jet;Bombardier CSeries, Learjet 85.Также в разработке самолетов Boeing принимает участие компания НИК (500 инженеров). Группа «Каскол» силами своего инженерного центра «Икар» (200 инженеров) выполняет работы по проектированию самолетов Airbus.

ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» - единственный в мире полностью интегрированный производитель титановой продукции (губки, слитки и все виды полуфабрикатов из титановых сплавов). Корпорация работает в наиболее наукоемких технологичных секторах мировой экономики - авиакосмосе, энергетике (в том числе атомной), в химическом машиностроении, судостроении, медицине и др. Партнеры «Корпорации ВСМПО-АВИСМА» - более 300 компаний в 48 странах, в т. ч. лидеры мирового авиастроения - первый поставщик титана для AIRBUS INDUSTRIE и второй - для компании BOEING.

Компания «Трансаз» - мировой лидер в производстве морских навигационных систем и профессиональных тренажеров для коммерческого флота. 45% мирового рынка морских тренажеров, 35% мирового рынка электронно-картографических систем. Морское бортовое оборудование успешно используется более чем на 13 000 коммерческих судов по всему миру.

Этот список можно продолжать. И Украина могла бы принять в этом самое прямое и непосредственное участие. Ведь наш научно-промышленный потенциал создавался как неотъемлемая часть потенциала Советского Союза, с глубокими кооперационными связями с предприятиями бывшего СССР. И сейчас, когда Россия активно возрождает наукоемкие отрасли, вкладывает большие средства в их развитие, был шанс за счет восстановления кооперационных связей возродить украинские предприятия и научные учреждения. Соглашения, подписанные в декабре, открывали большие перспективы в наукоемких отраслях (космонавтика, самолетостроение и пр.)

Выше мы говорили о ситуации в польском судостроении, мало чем отличающейся от положения в судостроении украинском. А Россия испытывает нехватку судостроительных мощностей, возводит новые, в частности, два крупных судозавода на Дальнем Востоке. И декабрьские соглашения, к примеру, открывали дорогу к размещению на украинских верфях заказов на строительство метановозов на сумму 4 млрд. долл.

Более того, именно интеграция с Россией и ТС резко повысит инвестиционную привлекательность Украины. Год назад министр финансов России Антон Силуанов на Санкт-Петербургском форуме отметил: «Мы (Россия. - Авт.)находимся на пределе: производственные мощности почти полностью загружены, безработица на низком уровне.» Т. е. свободных людских ресурсов в России почти не осталось, что для нее является проблемой, но для нас означает, что при известных условиях инвесторы, создающие производства, ориентированные на растущий рынок Таможенного союза, пойдут прежде всего на Украину, где ресурсов на настоящий момент более чем достаточно.

Но Украина при «ненавязчивой» помощи западных «друзей» избрала иной курс.

Источник: http://xn----ctbjbare5aadbdikvl8n.xn--p1ai/statbi/28598-pochemu_ukraina_nikogda_ne_stanet_polshej_a_polsha__germaniej.html

*****

Сколько денег было вложено в польшу для вступления в ес??

Вступление Польши в ЕС сказалось на всех сферах жизни «новых европейцев». Но по-настоящему его можно ощутить только в крупных промышленных городах, которые, пережив безработицу и забыв о прежней специализации, переориентируют производство под нужды инвесторов.

Жизнь фабричная

ВизитнаЯ карточка Лодзи - города «четырех культур», родины Юлиана Тувима и Артура Рубинштейна - огромные фабрики из красного кирпича, построенные немцами и евреями в XIX веке и проработавшие до конца 1990-х. Они привлекают инвесторов в первую очередь. Правда, реанимировать в них производство никто не собирается. Теперь в стенах бывших мануфактур располагается элитное жилье, огромные торгово-развлекательные центры и художественные галереи.

Не скупится ЕС и на деньги для реконструкции городских построек XIX века. Оставив только фасады, городские власти начиняют старые здания новыми квартирами и, по требованию ЕС, селят в них граждан, нуждающихся в жилплощади. «Построить новый дом было бы проще и дешевле, но зато благодаря ЕС мы получили возможность сохранить внешний вид города, - рассказала «АиФ»замглавы отдела градостроительства мэрии Илона Подвысоцка.

Горожане, как и все поляки, с удовольствием обсуждают пришлых инвесторов и европолитику. А вот на собственное правительство махнули рукой. «В политике нашей царит беспорядок, но рядовые граждане уже не обращают на это внимания, - объяснил нам известный польский радиожурналист Марек Цинкар. - Дело в том, что после вступления в ЕС Польша стала поездом, который знает, куда он едет. А потому от того, кто сядет за руль, уже ничего не зависит».

И это правда. Теперь в Польше все зависит от ЕС, или от Унии, как называют Евросоюз поляки, и еще немного - от местных властей. Кстати, подчинение последних центру сведено к минимуму: они сами формируют свой бюджет, а от ловкости глав городов и воеводств зависит количество полученных регионом инвестиций и грантов из ЕС.

Ловушка для инвесторов

Делу заманивания крупных инвесторов в Лодзь служит СЭЗ. Компании, зарегистрированные на ее территории, освобождены от 50% налогов. Чтобы заслужить такие привилегии, нужно выполнить несколько условий: вложить не менее 100 тыс. евро, планировать работать в Польше не менее 5 лет и в течение 5 лет не распродавать имущество компании.

«Мы проводим жесткие тендеры, поэтому «отмывание денег»тут невозможно, - удивился директор отдела привлечения инвестиций Мартин Новацки вопросу наученного украинским опытом существования СЭЗ журналиста. - За время работы СЭЗ Лодзь получила 8 855 рабочих мест и 3,5 млрд. злотых инвестиций. Это доходы и для госбюджета (75% акций СЭЗ принадлежат государству), и для города». ЕС на существование СЭЗ пока что смотрит сквозь пальцы. Но уже поставил условие: зоны будут существовать только до 2017 года - потом прописанные в Польше компании должны будут доказать свою конкурентоспособность без льгот.

Марыля Босакевич

На фото: «Вчера - под Москвой, сегодня - под Брюсселем», - такие надписи оставляют на стенах городских домов польские антиглобалисты и националисты, мечтающие, как они говорят, о настоящей независимости Польши.

Свое вступление в ЕС поляки воспринимают по-разному. «АиФ»провел мини-опрос на улицах Лодзи: самыми недовольными оказались представители социально незащищенных слоев населения.

«Не снимайте - боюсь налоговой!»

Велорикша Збигнев отказался рассказать, сколько зарабатывает за день. Зато сообщил, сколько налогов платит с собственного мелкого бизнеса в небольшом городе под Лодзью - 300 злотых (100 долл.) в месяц.

- Что меня спрашивать - посмотрите лучше телевизор и газеты, там всю правду о ЕС пишут. Я думаю, что стало хуже. Безработица в стране ужасная. При коммунистах было проще - все должны были работать и работали, получали стабильную плату. Мы с братом ведем небольшой бизнес в другом городе - и это очень нелегко. Налоги высоки - и ты должен их заплатить: никого не интересует, каким был твой заработок, работал ты или болел.

Пенсионерка, продававшая на улице носки и шапки собственного производства, как могла отмахивалась от фотоаппарата - боялась, что фотография попадет в руки налоговиков.

- Тем, у кого были деньги, стало лучше. Остальным жить все хуже. Может, ЕС и дает деньги, да только кто их видит? Все крадут чиновники, до людей деньги не доходят. Насадили на эти деньги клумб - лучше бы дали безработным и пенсионерам. Я вынуждена торговать: пенсия маленькая, а жизнь дорожает.

Интеллигенция, крупные бизнесмены и чиновники изменениями в жизни страны довольны. Уроженка Польской республики, вице-консул США в Польше Ивона Садецка так и не смогла придумать ни одного минуса вступления в ЕС.

- В Польше все довольны Унией - даже аграрии, которые начали выходить из кризиса благодаря огромным дотациям. Польша получает инвестиции, поляки могут законно работать за границей. А повышение цен я бы со вступлением в Унию не связывала: цены и так растут регулярно, вне зависимости от ЕС.

Источник: http://www.aif.ua/society/953686

*****

Сколько денег было вложено в польшу для вступления в ес??

1 мая 2004 г Польша вступ ила в Европейский союз. За это решение на национальном референдуме высказались 74% поляков, 22,5 % — против. А уже через 4 года после вступления в ЕС, во время опроса центром TNS OBOP в феврале 2008 года, лишь 5 % поляков не одобряли пребывание страны в Евросоюзе. В то же время, позитивные последствия от членства в ЕС задекларировали свыше 80 % опрошенных. Им импонировало стремительное развитие польской экономики вследствие существенной финансовой помощи от ЕС (как кредиты, так и инвестиции) и интеграции страны в единый европейский рынок. Для сравнения: в 2003 году уровень безработицы в Польше составлял 20%, средний заработок в промышленном секторе — 537 евро, а прямые иностранные инвестиции (ПИИ) — 3,7 млрд евро. После четырех лет членства в ЕС эти показатели улучшились следующим образом: уровень безработицы снизился до 11,4%, зарплата выросла до 850 евро, а ПИИ — до 12,8 млрд.

В тоже время вступление Польши в ЕС вызвало сильную волну миграции в более экономически развитые европейские страны (Великобританию, Францию, Германию, Нидерланды и пр.). Нашествие мигрантов из новых стран-членов ЕС так их напугало, что в целях защиты внутренних рынков правительства 12 из 15 "старых"стран ЕС с 1 мая 2004 года ввели двухлетний запрет на свободный въезд рабочих из Польши и других стран-новобранцев.

Однако опасения, что массовая миграция из стран Восточной Европы в ЕС окажет негативное воздействие на рынки труда стран Евросоюза, оказались необоснованными. По данным Всемирного банка роста безработицы и снижения уровня оплаты странах "старой"Европы не произошло. В самой же Польше безработица значительно снизилась, а зарплаты повысились. Однако, массовая трудовая миграция вылилась в серьезную нехватку квалифицированных работников.  Но, при этом, значительно увеличились и поступления в национальную экономику средств, заработанных поляками за границей. Так, уже в 2007 году денежные переводы из-за рубежа превысили 20 млрд злотых, то есть сумму, равную ПИИ в польскую экономику до вступления в ЕС.

Самыми главными противниками вступления Польши в ЕС были фермеры, которые были уверены, что после этого резко вырастут цены. И это действительно случилось. Цены на многие товары выросли. Однако, Несмотря на опасения законы Евросоюза задушат промышленность и сельское хозяйство, произошло как раз обратное — открытие границ и свободный экспорт увеличили обороты заводов, а фермеры получили дополнительные субсидии размером в 1,5 млрд евро и новые рынки. Вхождение в Европу ускорило процесс модернизации и реструктуризации польского сельского хозяйства. Инструменты единой политики ЕС способствовали стабилизации производственных условий, дали финансовый импульс притоку инвестиций в Польшу, изменили имидж и работу сельскохозяйственного сектора.

Свидетельством позитивной динамики развития польской экономики стал также рост уровня ВВП на одного жителя страны: по сравнению со среднеевропейским показателем стран ЕС, с 43 % в 2003 году — до 68% в 2013 году. Вступление Польши в ЕС значительно повысило и прибыльность продукции сельского хозяйства, и финансовое состояние аграриев: в 2011 году средняя прибыль работников сельскохозяйственной отрасли страны выросла на 80% в сравнении с 2003 годом. За счет средств из бюджета ЕС в Польше было реализовано и реализуется сегодня большое количество инвестиционных проектов в строительстве и ремонте автострад, местных путей сообщения и железных дорог.

При этом, согласно информации Министерства финансов Польши, с момента своего вступления в ЕС Польша получила из бюджета Евросоюза на 20 млрд. евро больше, чем составляли ее членские взносы.

"Белорусский партизан"

Источник: http://www.belaruspartisan.org/economic/241936/

*****

Сколько денег было вложено в польшу для вступления в ес??

Чего лишились экономики новых членов Евросоюза после вступления в ЕС.

Вступление в ЕС многим в Украине кажется сродни вхождению в Царство Божие. В то же время нынешний кризис, в который все глубже погружается европейская экономика, заставляет в этом усомниться. Особенно интересно для нас посмотреть на судьбу стран, которые вступили в ЕС сравнительно недавно. Как правило, везде наблюдается похожая картина —при вступлении старые члены ЕС навязывали новичкам весьма суровые условия. Они касались ограничения производства в сельском хозяйстве, промышленности.

Причем нередко делалось это скрытым путем —через жесткие стандарты. "Если поросенка кормят не по рациону и расписанию ЕС, его отбраковывают, и продать его даже на внутреннем рынке уже невозможно. Если форма, цвет и размер помидора или кукурузного зернышка не соответствуют стандартам —продукция отбраковывается и уничтожается", —рассказывают венгры.

Кроме того, по нормам ЕС государство не имеет права поддерживать отдельно взятого производителя в его начинаниях по реорганизации и модифицированию производства. Государство может помочь предприятиям только в трех случаях: в программах защиты природы, в инновационных программах и для закрытия предприятий. В итоге, как показывает практика, вступление в ЕС приводит к закрытию производства, вырезанию скота, вырубке садов и виноградников.

По сути, страны Западной Европы, принимая на таких условиях новых членов, превращали их в рынки сбыта для своей продукции и услуг. Взамен предлагались дешевые кредиты на потребление (через крупные западные банки), инвестиции в некоторые отрасли, которые руководство ЕС посчитало достойными для этих стран (например, туризм), вливания в инфраструктуру (которые обычно осваивались западноевропейскими компаниями) и неограниченную миграцию рабочей силы, чтобы оставшиеся без работы поляки, румыны и болгары могли устроиться сантехниками и разнорабочими в развитых странах и перечислять часть заработка себе на родину. Сейчас эта система все больше дает сбой. ЕС уже не может содержать обширные рынки сбыта на востоке и юге, а потому сей регион погружается в глубокий кризис. Прокормить себя эти страны уже не могут, а денежный ручеек с Запада грозит вот-вот иссякнуть.

Греция. Селяне протестовали, но виноградники пошли под сруб. Фото novinite.com

ГРЕЦИЯ. В Греции многие уверены, что предпосылками к нынешнему экономическому кризису стали реформы, которые проводились по требованию ЕС и особенно в сельском хозяйстве. И наиболее сильный удар был нанесен по хлопководству. В конце 1990-х Греция производила более 1,3 млн тонн хлопка в год, в то время как сейчас ей разрешено собирать в два раза меньше —782 тысяч тонн. Поначалу горячие греки бастовали, перекрывали тракторами трассы и назло Брюсселю засевали все поля. Но на этот случай у ЕС предусмотрен так называемый "налог соответственности", которым обязаны Афины облагать непокорных крестьян, а в таком случае вырученные за хлопок средства не покрывают затраты. Особенно сложно было мелким и средним хозяйствам, которые очень быстро обанкротились.

"Можно сказать, что после вступления в ЕС у нас исчезла целая отрасль легкой промышленности. Все сельское хозяйство у нас рискованное: у нас очень жарко и мало пресной воды, а посему мы менее конкурентоспособные, например с французами или бельгийцами. Наше сельское хозяйство было и остается дотационным, а это противоречит нормам ЕС", —рассказал "Сегодня" афинский журналист Сократ Грамматикопулос. По его словам только-только сейчас выращивание хлопка начинает возрождаться, поскольку в мире повальная мода на экологически чистую продукцию.

До вхождения в ЕС у Греции был положительный баланс внешней торговли по сельхозпродуктам, но после получения вожделенного статуса греки получили квоты, введенные, чтобы не было перепроизводства товаров —производить столько-то мяса и не больше, столько-то молока, вина, апельсин, оливкового масла, иначе —штраф. В итоге серьезно пострадала винная отрасль страны. Испокон веков гордились греки своей густой смоляной и терпкой рециной. Но рецина не втискивалась в квоты и началось вырубание виноградников. Та же участь постигла и оливковые деревья. За каждую вырубленную стрему (десять соток) крестьянам заплатили по 720 евро. которые должны были пойти на перепрофилирование сельхозхозяйства, но в сущности были "проедены". При получении денег требовали подписать обещание навсегда отказаться от выращивания винограда-оливок.

Еще одна отрасль Греции, оказавшаяся в пострадавших, —судостроение. ЕС оказалось выгоднее строить новые суда не в Греции, а в Германии. Многие судостроительные предприятия Греции закрылись, а с момента вступления в ЕС греческие судовладельцы сами заказали за границей 770 кораблей! "Греции действительно очень тяжело заниматься судостроением, которое было национально определяющей отраслью страны, как и туризм, —два конька, которые могли бы сегодня вытащить Грецию из кризиса, —считает Грамматикопулос. —Но для ЕС это было невыгодно: если бы мы сохранили свое судостроение, мы бы имели больше политической самостоятельности, чем сейчас".

Латвия. Многие крупные предприятия сейчас в таком виде. Фото urban3p.ru

ЛАТВИЯ. При вступлении в ЕС Латвия лишилась всех своих сахарных заводов. Их было немного, три —в Лиепае, Екабпилсе и Елгаве. Но они полностью покрывали внутренний рынок и на них работало 330 крестьянских хозяйств. В 2006 году в ЕС начали реформу сахарной отрасли под благовидным предлогом открытия рынка Евросоюза для третьих стран и снижение цен на сахар на внутреннем рынке. В итоге до реформы сахар производился в 23 странах ЕС из 27, а теперь закрыты все заводы в Латвии, Португалии, Ирландии, Болгарии и Словении. "Нашу сахарную промышленность можно было сохранить, но наши власти покорно все закрыли —ЕС нужно было убрать конкурентов с нашей территории", —считает рижский журналист Вадим Радионов.

Последний латвийский сахарный завод закрылся в 2007 году, получив в виде компенсации $13,5 млн. Свекловоды получили по $85 тысяч компенсации. С 2009 году Рига пытается вернуть себе право производить сахар, основав товарищество "За сохранение сахарной индустрии Латвии". В Брюссель было направлено предложение по открытию хотя бы одного сахарного завода, но Еврокомиссия постановила —до 2016 года появление сахарных заводов в Латвии исключено.

Рига. Некогда крупнейшее предприятие машиностроения РигаСельМаш. Фото urban3p.ru

В СССР Латвия была индустриальной страной, но на примере города Ливаны, можно посмотреть, что осталось из ее промышленности. Здесь закрылся знаменитый в СССР художественным стеклом завод "Ливанского стекла", остался только музей. Закрыли и не менее знаменитый домостроительный завод, который собирал финские домики на пять комнат. Уцелел только торфяной заводик, где из тысячи рабочих мест сохранилось 20, и работают они теперь на немецких инвесторов, а экологически чистый продукт отправляется в качестве подстилки на фермы Германии. В Риге демонтируется бумажная фабрика (не подпадает по эконормы ЕС) и одно из крупнейших предприятий машиностроения в Латвийской ССР РигаСельМаш (оказалось неконкурентноспособным).

Кстати, внешний долг Латвии в 1991 году был равен нулю, а сейчас 7 млрд евро (по данным на март).

ЛИТВА. При вступлении в ЕС нужно учитывать очень высокие требования к качеству молочных продуктов, под которые сложно подстроиться селянам, желающим подзаработать на молоке. По евронормам молоко не сортируют, как было в СССР, а разделяют на "соответствующее для закупки" и "неподходящее для закупки". По одному, его берут на переработку, по второму —нет. И, естественно, легче модернизировать производство крупному скотоводу, чем частнику. В итоге в Литве рядовые жители практически перестали держать коров, а поголовье в общем сократилось в четыре раза, и это, как говорят эксперты, еще не предел.

Вырезанию скота способствуют и субсидии из фондов ЕС, выдаваемые селянам за прекращение производства молока. В ЕС существует и квотирование молока —т. е. каждый член Союза не может производить больше молочной продукции, чем разрешил Брюссель. Это сделано с тем, чтобы в ЕС не было перепроизводства. А ведь это самое перепроизводство могло бы вызывать снижение цены на молочную продукцию. Но цены растут, а коров больше разводить не разрешают.

В первые годы пребывания в Евросоюзе у всех стран Балтии вообще была проблема с излишками запасов сельскохозяйственных продуктов: молочных, мясных, овощей, вина, которые накопили власти перед вступлением в ЕС, желая как можно дольше сдерживать цены на эти продукты. Но хитрые брюссельцы и на это придумали штрафы —в 2007 году Еврокомиссия оштрафовала Литву, Латвию и Эстонию на 3,182 млн евро каждого. Основания —при переговорах вступающие страны обязались не создавать запасов продуктов.

Литва. Одним из условий вступления Литвы в Евросоюз было закрытие Игналинской атомной электростанции. Ее сейчас сносят

А еще Литва лишилась Игналинской атомной электростанции, работавшей с 31 декабря 1983 года по 31 декабря 2009 года. Закрытие АЭС было одним из основных требований в переговорах Вильнюса о членстве Литвы в ЕС, и все потому, что европейцев преследует страх относительно повторения Чернобыльской аварии. Без Игналинской АЭС Литва стала страной, зависящей от импорта электроэнергии, а на демонтаж станции нужно 1,134 млрд евро. ЕС пообещала эти деньги выплатить и возвести на месте Игналинской АЭС новый современный энергоблок. Но когда это еще будет.

В 1991 году Литва ни одному государству не должна была ни цента, а в 2010 году литовский долг составил 7886,7 млн литов ($3 млрд).

ЭСТОНИЯ. Примерно по литовскому сценарию "реформировалось" и молочное животноводство в Эстонии, где поголовье скота с советских времен уменьшилось в пять раз. Сейчас в Эстонии идет переориентирование сельского хозяйства на производство биотоплива.

Не работает машиностроительный завод (оборудование для нефтепрома) и завод им. Вольта в Таллине, которые во времена СССР выпускали двигатели и прочее оборудование для энергетики. По требованию ЕС было уменьшена в несколько раз выработка электроэнергии с 19 млрд киловатт-часов до 7 млрд киловатт-час —излишки Европа не захотела покупать, а Россия принципиально не стала. Внешний долг Эстонии —16,56 млрд евро (2010 год).

Во всех балтийских странах пострадала и рыбная промышленность —ЕС устанавливает квоты на вылов и так называемые нормы солидарности на использование европейских водных ресурсов, что приводит к закрытию рыбных заводов и уменьшению рыболоведческого флота.

ПОЛЬША. Главное, чего лишилась польская экономика после вхождения в ЕС 1 мая 2004 года, —угольной промышленности, которая в свое время составляла основу экономики Польши, хотя в последние годы нуждалась в господдержке. Было закрыто 90% угольных предприятий, на которых работали более 300 тысяч человек. Часть, конечно же, была нерентабельной, часть —опасной. Остальные 10% были реорганизованы и приватизированы. В общем 75% польских шахтеров потеряли работу.

Вторая, но еще пока неполная потеря —знаменитая Гданьская судоверфь, которая в 1960—1970 годах спустила на воду самое большое в мире количество судов и промысловых плавбаз, а сейчас разделена на два частных предприятия, которые пока простаивают. На деньги ЕС проводится реконструкция судоверфи, но в последнее время работы замедлились из-за общего кризиса. Десятки более мелких судостроительных заводов закрылись, а их рабочие ухали в Западную Европу.

Кстати, внешний долг Польши на момент вступления в ЕС составлял $99 млрд, на начало 2011 года —$245,5 млрд.

В ВЕНГРИИ СОБИРАЮТ ЕДИНИЦЫ "ИКАРУСОВ"

Одним из символом Венгрии были "Икарусы", выпускаемые крупнейшей в 1970—80-х годах в Европе автобусностроительной компанией Ikarusbus. В свои лучшие времена компания выпускала до 14 тысяч автобусов в год. В 2004 году, в год вступления Венгрии в ЕС, массовое производство автобусов здесь было прекращено, два года легендарный завод простаивал, пока у венгерского бизнесмена Габора Селеш не появилось желание возродить марку, и он выкупил 100% акций Ikarusbus. Сейчас здесь осуществляется сборка транспорта лишь по индивидуальным заказам.

Венгры очень надеялись, что после вступления в ЕС они заполнят всю Европу одним из своих главных сельхозпродуктов —медом, на котором надеялись неплохо подзаработать. Но не получилось —в рамках программы по стабилизации цен на продукты пчеловодства Брюссель снял ограничения на закупку меда в Китае и других странах —не членах ЕС, и объем экспорта венгерского меда в Евросоюз снизился на 50%. Закупочные цены на мед в Венгрии упали с 4,92 до 2,73 евро за 1 кг, в результате пчеловоды не могут компенсировать свои производственные издержки.

НЕРУШИМЫЕ НОРМЫ ЕС

Перед вступлением в ЕС все страны-кандидаты подписывают обязательства придерживаться единой общеевропейской политики в той или иной сфере, иметь функционирующую рыночную экономику, а ее производители —быть достаточно конкурентоспособными для работы в условиях Евросоюза. В рыночной сфере условиями вступления в ЕС являются отказ от "мягких" банковских ограничений, сокращение дефицита госбюджета, отмена государственной монополии на экспорт, свободное вступление на рынок, отмена субсидий на реализуемые товары, приватизация предприятий, автономное положение Центрального банка, введение эффективной налоговой системы.

Страны-члены обязаны выполнять все нормы, существующие на дату их вступления в ЕС. Отмена принятых норм в отдельно взятой стране не допускается, но при определенных обстоятельствах разрешается временное послабление в их соблюдении.

ЭКСПЕРТЫ: НАША ЭКОНОМИКА НЕ ГОТОВА К ВСТУПЛЕНИЮ В ЕС

Украинские эксперты не сомневаются, что в случае нашего вступления в ЕС родная экономика будет переживать аналогичные проблемы, и в первую очередь потому, что мы не готовы к конкуренции с европейским бизнесом.

"Наша экономика совершенно не готова к евроинтеграции и в своей попытке без оглядки броситься в Европу мы напоминаем неандертальца, увидевшего комбайн и пришедшего в восторг, но ведь комбайнером он не скоро станет! —считает экономист Виктор Лисицкий. —Во-первых, у нас система регулирования бизнеса весьма несовершенна, она вообще не является целостной системой. Нужно понимать, что, например, в Германии и Франции поддержка бизнеса давно существует и она хорошо отработана. Во-вторых, существует там и поддержка фермеров, которые получают колоссальные дотации из бюджета ЕС, но выращивают только то, что, по расчетам еврокомиссий, необходимо ЕС. А у нас вообще нет системы поддержки, управления и развития АПК. Кстати, польские и венгерские фермеры тоже получают дотации ЕС, но совершенно не в тех размерах, что немцы и французы. Вряд ли конкурентоспособными будут и наши продукты. Недавно в Ровно приезжал француз, желавший наладить здесь сыроварение. Он уехал ни с чем, заявив, что из нашего молока невозможно делать французские сыры. И таких примеров можно привести много. А вообще, в интеграционных процессах Украине надо участвовать, но надо делать это осмысленно".

Руководитель института экономических исследований и политконсультаций Игорь Бураковский считает, что не все так однозначно: "Вопрос спорный, предприятия в странах новых членах ЕС закрылись в связи с вступлением в Евросоюз или из-за экономической неэффективности. Будем мы в ЕС или нет, но у нас —рыночная экономика, которая строится на условиях конкуренции, и здесь всегда есть победители и проигравшие. Можно, конечно, если хотите, вернуться к государственной плановой экономике и тогда погибающих будем спасать за госчет. А рынок —это очень жесткая система, которая определяет лидеров и аутсайдеров. Надо понимать, что вопрос европейской интеграции —это вопрос возможности вхождения в более развитую экономическую систему, но это вхождение не является бесплатным".

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

Источник: http://www.segodnya.ua/politics/power/tsena-ec-v-hretsii-vyrubali-vinohradniki-a-v-polshe-pokonchili-c-shakhtami.html

Категория: Выгодное вложение | Добавил: Vasyan (27.11.2015)
Просмотров: 4579 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
avatar
Copyright MyCorp © 2024
uCoz